сегодня 24 июня пасмурно доллар 87.96 0 евро 94.26 -0

reklama

slide3 11

   2016

reklama

Сергей Гагаузов: «Наставничество можно сравнить с работой тренера»

09.12.2019 10:45
1144
0
В Коми прошел республиканский конкурс «Наставник года». Его участниками стали 18 претендентов, победивших в своих городах и районах на муниципальном этапе. Воркуту в разных номинациях представляли трое конкурсантов.
На звание «Наставника года» на уровне региона претендовали: в номинации «Наставник – ветеран отрасли» – директор Детской художественной школы Сергей Гагаузов, в номинации «Наставничество в образовании, здравоохранении, социальной сфере, культуре, спорте и иных непроизводственных сферах» – заведующий отделом спорта Дворца творчества детей и молодежи Мария Шатилова, в номинации «Наставничество на производстве, в бизнесе и иных производственных сферах» – пекарь Воркутинского хлебокомбината Наталья Некрасова.

После подведения итогов конкурса Сергей Гагаузов рассказал о результатах своей наставнической деятельности и методах работы с молодыми коллегами.

Так, за 27 лет работы в детской художественной школе города Воркуты Сергей Гагаузов был удостоен государственных наград Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Заслуженный работник Республики Коми, награжден медалью министерства культуры, туризма и архивного дела РК «за высокие достижения в культуре». Как преподаватель подготовил 14 стипендиатов Министерства культуры, Правительства и Главы Республики Коми, двух обладателей премии Правительства Республики Коми, шесть обладателей премии Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», 12 победителей Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» Министерства культуры Российской Федерации. Их работы были представлены в Конгресс-зале ЮНЕСКО в Париже, на четырех всероссийских выставках стипендиатов-художников и их преподавателей в Москве, проходивших в рамках Общероссийского конкурса «Молодые дарования России», на фестивале «Молодая российская культура в Италии».

В числе воспитанников Сергея Владимировича 19 наиболее талантливых и успешных учеников, которые окончили художественную школу с красным дипломом, продолжили обучение в профильных институтах и академиях и стали профессиональными художниками и дизайнерами. Работы его учеников представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Российском Фонде Культуры, в музеях и галереях искусств Германии, Франции, США, Македонии, Словакии и Японии.

В силу профессиональной деятельности весь трудовой путь Сергея Гагаузова неразрывно связан с наставничеством юных дарований. Впрочем, несмотря на то, что в Воркуту он приехал уже сложившимся специалистом, у него тоже был свой наставник – мэр города Воркуты тех лет Игорь Шпектор.

– Наше общение я бы назвал социально-жизненным наставничеством, которое, в свою очередь, помогло мне в профессиональном наставничестве. Игорь Леонидович всегда говорил: «Хочешь что-то получить от этого города, сначала сам сделай что-нибудь для него». Он считал, что просто ходить на работу, задерживаться и даже работать в выходные – ровным счетом ничего не значит. И если я работаю в художественной школе - первой художественной школе, построенной в СССР за Полярным кругом – то о ней должен знать весь мир. В 1997 году он дал мне шутливое поручение – каждый год о Воркуте должны узнавать не менее пяти новых стран. И даже понимая, что поручение несерьезное, его слова меня глубоко задели.

Выполнить поставленную мне задачу можно было только благодаря активной творческой деятельности моих учеников и преподавателей школы, их участию в международных конкурсах изобразительного искусства, которых в те годы проводилось мало и попасть на них было довольно сложно. Кроме того, необходимо было представить работы соответствующего профессионального уровня. Впрочем, у нас получалось заявить о себе и даже получать индивидуальные приглашения на участие в конкурсах от отдельных стран. Ярким примером может послужить участие учеников школы в международной выставке талантливых детей из трех стран: Аргентины, Кубы и Воркуты, которая проходила в Берлине. Именно так и было написано на афише выставки, наш город приравняли к целой стране, что стало предметом гордости за любимый город и его талантливых детей. В итоге на сегодняшний день благодаря таланту юных воркутинских художников, о Воркуте и нашей художественной школе знают в 75 странах мира.

– Что вы лично вкладываете в понятие «наставничество»?

– Я считаю, что наставничество в современном обществе стало более емким понятием, чем в советские времена. Тогда наставники, как правило, опытные специалисты заводов и фабрик, в совершенстве владеющие своей профессией, обучали молодых рабочих, которые уже получили профессиональное образование, но не имели производственной практики. Сегодня наставничество активно развивается во всех отраслях жизнедеятельности и имеет несколько форм – менторство, коучинг, тьюторство, а в идеале включает в себя все эти формы. По итогу наставничества новый специалист должен не только перенять профессиональный опыт, влиться в коллектив, но и войти в состав кадрового резерва. Таким образом, мы стратегически планируем будущее наставляемого и совместно решаем поставленные задача. Кроме того, важно дать ему возможность активно применять свои знания на практике, а также спрогнозировать получение новых навыков в этой области, чтобы впоследствии он сам мог стать чьим-то наставником.

– Какие проблемы сегодня возникают у современного наставничества?

– Мне уже не раз приходилось сталкиваться с такими ситуациями, когда наставник, скажем так, очень выборочно передает свои знания и опыт из-за боязни конкуренции. Особенно это распространено в сфере культуры. Считаю, что такой подход к наставничеству недопустим, иначе нет смысла заниматься этой деятельностью, ведь между наставником и его подопечным должно быть стратегическое партнерство. Наставничество можно сравнить с работой тренера, который старается сделать из спортсмена чемпиона и не важно, стал он сам в свое время таковым или нет. Помимо этого еще одна проблема современного наставничества – время, ведь его сегодня всем катастрофически не хватает. Человек, который берет на себя ответственность за молодого специалиста, должен понимать, что это процесс на не месяц-два, а в некоторых сферах на годы.

– С чего началось ваше наставничество?

– По роду деятельности, конечно, с занятий с детьми. Для них я выступал в роли ментора, основная задача которого – передать знания ученикам, сделать их конкурентоспособными, простимулировать к дальнейшему получению профессионального образования. Наставничество в плане подготовки молодых специалистов началось в то время, когда Воркуту стали массово покидать люди, и образовался вакуум среди профессионалов. В тот момент я стал задумываться, почему дети после окончания высших учебных заведений не возвращаются в наш город. Как выяснилось, доступное для приобретения жилье и финансы – не главное. Они не видели своей востребованности и перспектив, что для молодых людей на этапе становления крайне важно. Вот тогда я и поставил перед собой задачу не просто дать знания ученикам, но и сделать все возможное, чтобы они хотели вернуться в Воркуту для продолжения профессиональной деятельности. Признаюсь, не верил, что мне удастся это, но в итоге все получилось. И когда одна из моих учениц приехала в город уже дипломированным специалистом, началось другое наставничество – наставничество над молодым коллегой.

– У кого сложнее быть наставником у детей или у взрослых?

– Лично я не вижу принципиальной разницы. С детьми, особенно творческими, важно выстроить общение в форме сотрудничества, завоевать их доверие. Более того, они должны быть уверены, что учитель – настоящий профессионал, так как все дети считают себя гениальными, и учитель должен им соответствовать. Только при наличии этих факторов возможно успешное обучение. Взрослый человек имеет свое видение жизни, эстетики, отношение к культуре и искусству, поэтому его представления могут не совпадать с мнением наставника. В этом случае необходимо вести с ним диалог, идти на компромисс, самосовершенствоваться, а иногда и пересматривать свои взгляды, но и для своих молодых коллег ты должен всегда быть лучшим.

– В вашей общественной деятельности есть место наставничеству?

– Безусловно, и не имеет значения, сколько тебе лет, если ты начинаешь заниматься каким-то новым для себя направлением. Только между взрослыми людьми нет наставничества как такового в классическом понимании, оно существует в форме обмена мнениями, советами.

– Нужно ли проводить конкурсы между наставниками?

– Почему бы и нет! Сегодня тема наставничества по большей части обсуждается на форумах, конференциях, публикуется на специальных ресурсах, которыми интересуются исключительно люди, напрямую связанные с этой деятельностью. Подобные конкурсы расширяют аудиторию, делают эту информацию публичной, а также являются своего рода признанием того, что наставничество – важный этап становления молодых специалистов.

Информация предоставлена пресс-службой Администрации г.Воркуты

vorkuta-online.ru, 2019

***Внимание! Частичное или полное копирование материалов для их публикации на других ресурсах, в социальных сетях и т.д. разрешается только с указанием прямой ссылки на сайт www.vorkuta-online.ru!

Отзывы


Защитный код
обновить изображение

Информационно-развлекательный портал "Воркута-онлайн" © 2019 г. Все права защищены.

Распространение, копирование, тиражирование информации с сайта разрешены только с согласия администрации.

 

12+
Яндекс.Метрика