сегодня 28 марта пасмурно доллар 92.59 +0.02 евро 100.27 -0.14

reklama

slide3 11

   2016

reklama

Твои люди, Воркута! Александр Гуримский: «Я всю жизнь создаю условия детям для успешной учебы»

03.02.2021 13:05
858
0
Александр Иосифович Гуримский, учитель физики средней школы № 23 города Воркуты, считает главным, чтобы у человека было развито мышление, чтобы он умел обрабатывать получаемую информацию, быть трудолюбивым, преданным и добросовестным в отношении выбранного дела, и тогда он будет в нем успешен.
Педагогический стаж Александра Иосифовича – 46 лет, 28 из них он проработал в лицее № 1 г. Воркуты. За это время он преподавал информатику, физику, математику, астрономию. В 2010 году был отмечен Дипломом Фонда «Династия» Дмитрия Зимина «Наставник будущих ученых- 2010», награжден нагрудным знаком «Отличник профессионально-технического образования РСФСР- 1987»

Александр Гуримский считает себя русским сибиряком, хотя корни истории его семьи уходят также и в Западную Украину. Его папа был сиротой, выбрал себе фамилию, характерную для жителей Каменец-Подольской губернии, что граничила с Польшей. С мамой Александра Иосифовича он встретился в Сибири, она была родом из Красноярска. Первые 17 лет своей жизни Александр провел в Алтайском крае, в старших классах учился в интернате на узловой станции Кулунда. После окончания школы мечтал стать военным летчиком – не получилось, по здоровью не прошел. Уехал в Украину к родственникам и год проработал на машиностроительном заводе, где получил специальность заливщика цветного литья, а затем решил, что пора получать высшее образование. Выбор пал на Черкасский педагогический институт. Собирался стать математиком, а поступил на физический факультет…

– Я уже собрался подавать документы на математический факультет, – рассказывает он, – а одна студентка с 4 курса сказала, мол, зачем ты идешь на математический, там ведь одни девчонки учатся. Так я стал физиком.

– А когда у вас вообще обнаружились математические способности?

– В четвертом классе. Никто из соседей не мог мне помочь решить примеры по математике. Я каким-то усилием преодолел эту проблему, и дальше все пошло само собой. Когда учитель сказал отцу, что я чуть ли не лучший из учеников по математике, он был очень горд и после этого вообще перестал ходить на классные собрания. У меня была возможность после 8 класса учиться в Академгородке, там была физико-математическая школа, и меня туда брали как победителя олимпиады. Я не поехал просто потому, что никто не подсказал, какая передо мной могла бы открыться перспектива.

– Сегодня не скажешь, что школьный учитель- мужчина – это обычное дело. Имея хорошие способности и образование, вы могли бы пойти в науку…

– Тогда не было такой возможности. Можно было бы устроиться на военный завод в Черкассах, но пришлось бы решать проблему с жильем, а у меня уже была семья…Да и вообще в то время не было принято искать себе место по окончании вуза. У нас все разъехались по направлениям. Приезжих в нашем пединституте училось много: из Баку, из Сибири, из Воркуты. Наша группа была сборная, а вторая группа была из местных –тоже все разъехались по селам. Мы с женой выбрали город Шостку Сумской области. Я в одной школе работал, она – в другой. Проработали там пять лет, правда, пришлось еще в армию на год сходить.Но след в науке я все же оставил благодаря моей дочери Яне. Яна живет во Франции, куда уехала после окончания Санкт-Петербургского университета, окончила аспирантуру в Страсбурге, защитилась. Стала доктором наук PhD (DoctorofPhilosophy). Сейчас работает в ЦЕРНе (ЦЕРН- Европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий) в Женеве, занимается наукой.

– А в Воркуте как оказались?

– Здесь жил мой тесть, работал в Горном техникуме. Он сильно заболел, мы приехали к нему, да так и остались. С работой в Воркуте тогда было сложно. Я пошел в ПТУ№ 31. Год работал мастером. Хорошее было учебное заведение, специальности неплохие: электрослесарь, сварщик, токарь, фрезеровщик. Уровень подготовки ребят был очень высоким. Я там преподавал физику и астрономию, а потом ушел в школу № 12. Мой первый физико-математический класс, причем очень удачный, был именно там. Это был выпуск 1992 года, и практически все выпускники получили высшее образование, а Денис Задков защитил диссертацию в Горном институте.

Когда был организован Лицей № 1, меня пригласил директор Геннадий Павлович Мурашкин сначала преподавать информатику, помочь класс оборудовать, а потом и уроки физики вести. Это был насыщенный работой период: параллельно вел факультатив, готовил ребят к поступлению в вузы, в Горном институте подрабатывал, в школе № 35 несколько лет был замдиректора по информационным технологиям. Именно в тот период мне было присвоено звание «Соровский учитель». При МГУ был Соровский комитет, его члены проводили опрос студентов ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга и по результатам этого опроса выбирали учителей, которые хорошо и в большом количестве готовили учащихся школ – будущих студентов. Это была высокая оценка моих профессиональных достижений. Звание «Отличник профессионально технического образования» я получил, еще работая в училище № 31. У нас были большие проверки из Москвы, и мы их хорошо прошли. Наше училище в то время считалось одним из лучших в России.

– Александр Иосифович, сегодня можно найти по-настоящему увлеченных физикой старшеклассников?

– В 9-11 классах думающие дети уже стараются работать на свое будущее, готовятся к поступлению в различные вузы. Сегодня больше возможностей благодаря робототехнике, этому направлению уделяется много внимания. Например, мой бывший ученик Артем Павлов окончил МФТИ и аспирантуру. Во время учебы он больше проявлял себя в физике, ну и программированием я с ним параллельно занимался. Раньше каждый год в каждом классе было по два-три будущих программиста .Сейчас у нас есть способные ребята в 8-9 классах, кто-то из них,может,станет физиком.

– Сказывается ли на вашем предмете клиповое мышление современных детей?

– Да, причем, негативно. Сейчас, особенно после пандемии, не могу вернуть многих учеников на тот уровень мышления, какой у них был. Они порой не могут воспроизвести даже то, что изучали на прошлом уроке, если это как-то ярко не отразилось в их сознании. Учащимся сегодня трудно составить полную картину какого-либо физического явления. Понятия тяжело усваиваются. В физике надо понимать и, если это есть, то и учить особо ничего не надо. Многие научились только получать информацию, а обрабатывать ее могут единицы. В этом беда. Чтобы этому научиться, надо постоянно работать в данном направлении.

–Вы используете современные гаджеты в преподавании ваших предметов?

– Да. Они помогают подать информацию более красочно. С помощью интерактивной доски я могу подготовить таблицы, рисунки, презентации, фильмы, использовать видеокамеру. Во время урока можно посмотреть какие-то сюжеты из «Российской электронной школы». По астрономии есть интересные фильмы и не только. С помощью определенных программ (в Интернете) можно понаблюдать небо в любой точке Земного шара. Выбираешь телескоп, и через него смотришь на выбранный объект, например, на галактику М31 с увеличением, с приближением и т.д. На уроках я даю возможность детям найти нужную информацию с помощью гаджетов. На это они идут легко. Думаю, гаджеты надо правильно использовать и, наверное, не слишком часто. Для исследовательской работы почти десять лет применяем цифровую лабораторию «Архимед». Информацию, полученную в экспериментах, ребята обрабатывают с помощью компьютера. Это уже другой уровень физического эксперимента.

– Есть ли на уроках физики место детскому изобретательству и рационализации?

– На уроках - вряд ли. Там для этого просто не хватает времени. При подготовке проектов в 8-9 классах дети проявляют способности к творчеству, подбирают литературу, продумывают экспериментальную часть, учатся анализировать и обрабатывать информацию. Если раньше в 7-8 классах было три урока физики в неделю, я не задавал домашнее задание – мы все успевали на уроках, а сейчас многие учителя просто переносят часть работы на дом. Вот если бы у нас были кружки или центры по типу «Сириуса» или «Кванториума»… В некоторых городах Коми они уже есть. Взять даже популярную сегодня робототехнику. Это трудоемкое занятие, одного факультатива в неделю мало, чтобы ребенок погрузился в творчество, а не просто что-то сделал перед соревнованиями. Робота ведь не только надо собрать, но и научить двигаться, то есть начинить его «мозгами», а для этого надо хорошо уметь программировать, знать какой-либо язык программирования, иметь сильное мышление. У меня была возможность посмотреть, как работают Кванториумы. У них там сильные инженеры подобраны. Наши воркутинские ребята очень быстро в этой среде осваиваются. Они имеют хорошую базу, а для творчества им надо лишь создать условия.

У нас проходили курсы для учителей физики и астрономии по ФГОСам, где генеральной линией было создание условий для различных видов деятельности учащихся. А я всю жизнь занимаюсь тем, что создаю условия детям для успешной учебы. Оборудование для урока по любой теме я могу выставить за пять минут, и опыт показать, и организовать самостоятельную работу.

– Когда завершите трудовую деятельность, куда намерены держать путь?

– Тема жизни без работы для меня очень болезненна. Просто не представляю, смогу ли? А вообще дом строю в Белгородской области. Пока учился в вузе, работал летом в стройотрядах, получил профессию каменщика – вот и свой дом сам построил. Но уезжать из Воркуты пока не собираюсь, пока есть силы, и позволяет здоровье, будем работать.

Информация и фото предоставлены управлением образования администрации МО ГО» Воркута»

***Внимание! Частичное или полное копирование материалов для их публикации на других ресурсах, в социальных сетях и т.д. разрешается только с указанием прямой ссылки на сайт www.vorkuta-online.ru!

Отзывы


Защитный код
обновить изображение

Информационно-развлекательный портал "Воркута-онлайн" © 2019 г. Все права защищены.

Распространение, копирование, тиражирование информации с сайта разрешены только с согласия администрации.

 

12+
Яндекс.Метрика