Елена Рохлова: «Школьная проектная деятельность – это маленькая подготовка к взрослой жизни»

22.12.2021 14:21
1208
0
Учитель начальных классов школы №39 имени Г.А. Чернова г. Воркуты Елена Ивановна Рохлова – воркутинка по рождению. В 1995 году окончила Воркутинское педагогическое училище №3, а в 2015 г. – Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина.
За время работы в школе подготовила восемь выпусков. На протяжении многих лет Елена Ивановна руководит школьным методическим объединением учителей начальных классов. Ее ученики ежегодно становятся победителями и призерами конкурсов и олимпиад школьного и муниципального уровней. В работе с учащимися начальных классов учитель активно использует проектную деятельность. Сама Елена Ивановна принимает участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях. Так, в 2016 году она стала победителем школьного конкурса и лауреатом муниципального конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2016». Участвовала в республиканском конкурсе по разработке методических материалов, ее работа была удостоена диплома 1 степени.

Елена Ивановна награждена почетными грамотами управления образования, администрации МО ГО «Воркута», Министерства образования и науки Республики Коми (2015 год), Министерства просвещения Российской Федерации (2021 год).

‒ Елена Ивановна, проектная деятельность уже в 1 классе… Не рановато ли? Что она дает?

‒ Проектами дети начинают заниматься еще в детском саду, да и в школе это явление не новое. Такая деятельность была всегда и находила выражение в творческих работах детей, которые они представляли, защищали, рекламировали. Небольшие предметные сообщения тоже относятся к этому виду деятельности. Сегодня проекты стали более современными, они соответствуют требованиям ФГОС. Проектная деятельность позволяет через постановку проблемы организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные и творческие способности.

Первым для моих нынешних учеников стал проект «Традиции моей семьи». Ребята узнали, что история страны начинается уже с их семьи. Ученики тщательно выбирали фотографии из семейного архива, придумывали подписи к ним. Эта работа способствовала сближению учеников с их родителями. Практика показывает, что подобная совместная деятельность детей школьного возраста, педагогов и родителей создает ситуацию успеха, приносит радость, удовлетворение, способствует формированию у ребенка положительной самооценки и комфортного психологического состояния. Коллективная проектная работа организует учеников, помогает решить проблему лидерства, учит сотрудничеству. В целом, это маленькая подготовка к взрослой жизни.

У нас есть предметные проекты в рамках образовательных программ (по математике, русскому языку, окружающему миру, по технологии, изобразительному искусству), а также запланированные и уже ставшие традицией нашей школы. Например, 23 декабря уже в четвёртый раз в нашей школе пройдет защита творческих проектов на тему «Новогодний калейдоскоп» на приз директора школы, а четвероклассники ежегодно принимают участие в работе над коллективными проектами на городском уровне.

‒ Ели бы вам предложили защитить проект на тему «Традиции моей семьи», о чем бы вы рассказали?

‒ В первую очередь, о традиции выбирать педагогическую профессию. У меня в семье был пример старшей сестры Татьяны (Татьяна Ивановна Стяжкова), которая тоже учитель начальных классов, и так же работает в нашей школе. Она и для меня, и для моего мужа, и для моей дочери как вторая мама, хотя разница в возрасте у нас небольшая – всего девять лет. Сестра ‒ очень заботливая, у нее столько душевной теплоты и отзывчивости, и она настолько увлечена работой с детьми, что невозможно было не последовать ее примеру. Теперь уже и моя дочь, студентка МГУ, выступает наставником и помогает будущим выпускникам школы с подготовкой к ЕГЭ по физике.

Хотя, если честно признаться, в самом начале моего педагогического пути моя профессия мне не нравилась. Мне сложно было выстраивать отношения с детьми, с родителями. Я все думала: «Вот еще год… и пойду учиться на кого-нибудь другого…». В итоге поступила в Сыктывкарский государственный университет на экономический факультет, окончила, стала финансистом, а потом решила, что работать в школе все-таки лучше. К тому моменту я уже хорошо освоилась в роли учителя начальных классов, нашла подход к родителям и детям, и сейчас даже не представляю, кем бы еще могла быть.

‒ Обычно учителей начальных классов не спрашивают, какой предмет у них любимый и все же…?

‒ У меня математический склад ума. Ребятам в моих классах тоже очень нравится математика. Например, в моем первом выпуске многие дети, сдав успешно экзамены, продолжили своё обучение в математическом классе.

‒ Елена Ивановна, в вашем арсенале достижений есть победа в республиканском конкурсе педагогического мастерства наставников и молодых педагогов. В чем для вас смысл наставничества?

‒ В том, чтобы помогать молодым педагогам развивать педагогические навыки и компетенции, становиться более ответственными и целеустремленными. Я убеждена, что во взаимоотношениях с подопечными нельзя быть ментором и во всем доминировать над молодым педагогом. Наставничество – взаимовыгодная деятельность. Молодежь сегодня много знает, владеет новыми прогрессивными технологиями и может поделиться с опытным педагогом. Они, как свежий ветерок, приносящий новые идеи, новые взгляды. Работать с молодыми специалистами очень интересно.

‒ В современной педагогике важное место отводится технологиям интенсивного обучения. На ваш взгляд, что они дают?

‒ Отдельным детям – победу в олимпиадах. В моем классе есть девочка, которая уже второй год побеждает в муниципальной школьной олимпиаде для учащихся 3-4 классов по математике, русскому языку, окружающему миру. В прошлом году она заняла 2-е место по русскому языку, в этом году – 3-е место по окружающему миру. Во время внеурочной деятельности мы занимаемся с детьми математическим конструированием, надеюсь, со временем это тоже даст хороший результат.

‒ Уверена, что и хобби у вас с математическим уклоном…

‒ В каком-то смысле … Как и многие сегодня, пишу картины по номерам, правда, заниматься этим получается только в отпуске. В классе висит изображение умного читающего кота, на его примере мотивирую детей учиться читать: «Видите, ‒ говорю, ‒ даже кот умеет!».

‒ Как известно, каждый художник нуждается в признании. В чем оно состоит лично для вас?

‒ Мне очень приятно, что мои ученики выбирают педагогическую профессию, следуя моему примеру. Вот и сейчас в нашей школе учителем начальных классов работает моя ученица Максакова Алина Романовна. Еще бы хотелось, встретившись спустя много лет со своими учениками, узнать, что они меня помнят и с теплотой вспоминают учебу в начальных классах.

Информация и фото предоставлены управлением образования администрации МО ГО «Воркута»

***Внимание! Частичное или полное копирование материалов для их публикации на других ресурсах, в социальных сетях и т.д. разрешается только с указанием прямой ссылки на сайт www.vorkuta-online.ru

Отзывы


Защитный код
обновить изображение